Сертификация косметики

Декоративная и уходовая косметика непосредственно контактирует со слизистыми и кожей человека. Ее качество и безопасность для потребителя и окружающей среды требует обязательного подтверждения в виде декларации соответствия или свидетельства о госрегистрации.

Для чего нужна сертификация косметики?

Все виды косметической продукции, в том числе декоративная косметика, подпадают под обязательное декларирование. Процедура сертификации позволяет подтвердить соответствие производимого или реализуемого товара требованиям ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

На детскую косметику и продукцию, входящую перечень из Приложения №12, оформляется свидетельство о госрегистрации (СГР). На остальные виды косметических средств – декларация соответствия.

После получения обязательного разрешительного документа, производитель или импортер косметики имеет право дополнительно провести добровольную сертификацию.

Кто должен получать разрешения?

Получателем декларации выступают:

  • производители декоративной или уходовой косметики (в том числе ручной работы);
  • импортеры (дистрибьюторы) косметической продукции.

Документ выдается только ИП или юридическим лицам, зарегистрированным в Российской Федерации. Физическое лицо не может получить декларацию.

Какие документы нужны для декларирования или получения СГР?

Производитель косметики, зарегистрированный и работающий в стране, входящей в Таможенный союз, должен подготовить пакет документов, в который входит:

  • заявка на оценку соответствия;
  • регистрационные документы (ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ);
  • документы, подтверждающие право собственности на производственные помещения, либо договор аренды;
  • описание продукта;
  • рецептура продукта;
  • нормативный документ, в соответствии с которым выпускается продукция (ГОСТ, ТУ, СТО);
  • изображения лицевой и оборотной стороны этикетки в редактируемом электронном формате;
  • паспорт качества, предоставляемый производителем;
  • декларация производителя о соблюдении принципов GMP.

Импортер косметической продукции предоставляет:

  • заявку на оценку соответствия;
  • регистрационные документы на свое юридическое лицо (ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ);
  • контракт на поставку продукции (либо договор уполномоченного лица);
  • описание продукта;
  • рецептуру (указывается № CAS);
  • изображения лицевой и оборотной стороны этикетки в редактируемом электронном формате;
  • декларацию производителя о соблюдении принципов GMP.

Принципы получения СГР и декларации соответствия по ТР ТС

Разрешительный документ оформляется на продукт в потребительской таре. На предварительном этапе необходимо правильно классифицировать товар, чтобы выбрать способ оценки изделия – декларирование или госрегистрацию.

Идентификация товара для выбора формы подтверждения соответствия осуществляется по следующим признакам:

  • способ применения;
  • место нанесения/использования (к примеру, волосы, тело, полость рта и т.д.);
  • цели применения (увлажнение, защита от внешних факторов, очищение и т.д.).

Производитель или дистрибьютор предоставляет типовые образцы товара для лабораторного исследования. Отбор образцов проводится по специальному алгоритму. В лаборатории продукцию тестируют с целью определить состав, выявить наличие токсинов, вредных для здоровья химических соединений.

Исследования проводятся в аккредитованных лабораториях, оснащенных оборудованием, гарантирующим высокую точность результатов проверки. По итогам испытаний составляется протокол. Это базовый документ для оформления СГР или декларации соответствия.  

Регистрацией косметики в РФ занимаются территориальные подразделения Роспотребнадзора. Органы контроля изучают нормативно-техническую либо товаросопроводительную документацию, предоставленную заявителем, результаты лабораторных исследований, проводят анализ производственных мощностей предпринимателя.

Декларация на косметику или СГР выдается по результатам проверки санитарно-гигиенической безопасности товара.  Документ составляется в электронном формате через ФГИС Росаккредитации, заверяется электронной подписью заявителя и вносится в реестр ФСА. Затем документ распечатывается, подписывается вручную руководителем компании-производителя или дистрибьютора, заверяется печатью. После этого производитель или поставщик получает право маркировать упаковку косметических средств знаком обращения «ЕАС» и продавать товар на территории стран Таможенного союза.  

Схемы декларирования

В отношении косметики используются три схемы декларирования. На выбор может влиять форма выпуска продукции, желаемая продолжительность срока действия разрешения, наличие на производстве сертифицированной системы менеджмента качества (СМК).

Независимо от схемы, доказательством качества и безопасности продукции является протокол испытаний аккредитованной лаборатории.

Схема 3Д. Объект проверки – серия продукции. Проверку производства осуществляет изготовитель. Полученная декларация действует в течение 5 лет.

Схема 4Д. Объект проверки – партия товара. Проверка производства не требуется. Срок действия декларации ограничен сроком годности изделия.

Схема 6Д. Объект проверки – серия продукции. Требуется сертификация СМК на производстве либо проверка на соблюдение стандарта GMP. Период действия декларации – до 7 лет.

Маркировка продукции

Чтобы донести до покупателя полную информацию о товаре и его основных свойствах, этикетка должна содержать следующие сведения:

  • наименование товара;
  • массу или объем продукта;
  • перечень компонентов косметического средства;
  • способ применения;
  • меры предосторожности;
  • правила хранения;
  • особые указания;
  • срок годности и дату выпуска;
  • страна производства товара, данные о производителе (наименование, юридический адрес);
  • сведения об организации, уполномоченной принимать претензии от потребителей в странах ТС (название, юридический адрес);
  • знак обращения «ЕАС».

Для декоративной косметики также указывается цвет или тон, для средств ухода за полостью рта – процентное содержание фторидов.

Лабораторные испытания

Аккредитованная лаборатория проводит экспертизу косметики в соответствии с регламентом 009/2011. Оценивается:

  • Состав продукта. Консерванты, красители и иные компоненты должны входить в перечень разрешенных для использования в странах ЕАЭС. Выявляется наличие запрещенных, вредных, токсичных веществ.
  • Физико-химические параметры. В эту категорию входит оценка водородного показателя, для средств по уходу за полостью рта – содержания фторидов.
  • Клинические свойства. Изучается воздействие продукта на слизистые, кожу, организм в целом. Определяется степень сенсибилизирующего и раздражающего действия на место нанесения.
  • Микробиологические характеристики. Продукт проверяется на наличие патогенной микрофлоры.
  • Отсутствие токсичного воздействия. Проверяется содержание токсичных компонентов (мышьяка, свинца и т.д) на соответствие предельно допустимым нормам.

Эксперты лаборатории также проводят проверку предприятия, где оценивается процесс производства на соответствие требованиям ТР ТС 009/2011.  Проверяется качество сырья и оборудования, квалификация персонала, оценивается организация техпроцессов, соблюдения стандартов упаковки, хранения, транспортировки косметической продукции.

Также проводится проверка потребительской тары для косметики. Она должна быть выполнена из безопасных материалов и обеспечивать сохранность продукта на протяжении указанного производителем срока годности.

Особенности сертификации косметики ручной работы

Оформление обязательной СГР или декларации требуется для косметики ручной работы, которая производится на продажу. При отсутствии разрешительных документов контролирующие органы могут изъять товар и выписать штраф размером до 600 тысяч рублей в соответствии со ст. 14.43 КоАП РФ. Чтобы оформить декларацию, производитель косметики ручной работы должен оформить юридическое лицо (ИП).

Косметические средства, изготавливаемые для личного пользования или в подарок, регистрировать и сертифицировать не нужно.

Процесс декларирования или регистрации косметики ручной работы осуществляется по общим принципам. Подается заявление и стандартный пакет документов, проводится отбор образцов и лабораторная экспертиза продукции. По результатам оформляется разрешительный документ и вносится в реестр ФСА. 

Добровольная сертификация косметики

После обязательного декларирования или госрегистрации, на декоративную или уходовую косметику можно оформить добровольный сертификат качества. Это дает ряд преимуществ перед конкурентами:

  • специальная маркировка на упаковке привлекает внимание потребителей к товару, что оборачивается увеличением продаж и выручки;
  • упрощается выход на новые рынки, растет интерес со стороны оптовых покупателей, крупных торговых сетей;
  • увеличиваются шансы на победу в тендерах, коммерческих конкурсах;
  • формируется хорошая репутация бренда и т.д.

Документ можно оформить в системах добровольной сертификации, зарегистрированных в Росстандарте. Заявитель сам выбирает, какие параметры товара будут подтверждаться (защитные или увлажняющие свойства, экологичность и т.д.). Производитель также может сертифицировать производство косметики в системе ИСО.  

Прокрутить вверх